ellen_solle (ellen_solle) wrote,
ellen_solle
ellen_solle

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Предисловие к книге "Образ Гумилева..."

ВАДИМ КРЕЙД

                РАБОТНИК РУССКОГО РЕНЕССАНСА
       Гумилев - редкая личность ("исключительная" - говорила А. Ахматова). Было несколько уровней этой крупной индивидуальности: яркий поэт, проницательный критик, организатор литературы, путешественник, воин. Сам же он, по словам Ахматовой, больше ценил в себе две последние особенности. С ними связаны напрямую волевой строй, мужественное начало его поэзии, а в ней действенное отношение к миру. Конквистадорский задор - это в юности. У Гумилева-мастера активный подход становится способом одухотворения мира. Отсюда утверждающая тональность его стихотворений. "На пути отрицания, - говорил он, - не добиться истинной поэтической формы". Мы, читатели, чувствуем в его стихах душу человека, "который любит мир и верит в Бога". И еще одно свойство его творчества - вера в волшебную силу слова, героически безнадежное стремление вернуть поэзии магическую силу, какой, как считал он, поэзия была исполнена в древности.
       Короткая по числу прожитых лет, но насыщенная действием и мыслью биография Гумилева видится единосущной с проделанным им творческим путем. Ценно все, что касается его художественного наследия, но равно важны подробности, освещающие жизненный путь. Первый поэт той эпохи, Александр Блок, смотрел на свою современность с горечью и скептически. Его оппонент, даже антипод, Гумилев сознавал себя работником Русского ренессанса. Он рано прочувствовал - и это было его открытием, - что кто-то должен утверждать в русской поэзии героический дух и весомую волю к жизни. На золотой период Серебряного века пришлась творческая зрелость Гумилева. В двадцатом столетии это самый вдохновляющий образ русского поэта: в его стихах мы читаем историю одной прекрасной души. Образ поэта завораживал, взывал к разгадке и вызывал подражания. Этот образ устремленно создавался им самим, а посмертно был завершен другими - и его спутниками, и поэтами, лично Гумилева не знавшими.
          Кем, каким человеком Гумилев хотел видеть самого себя? История самореализации ярко талантливой личности - это большая тема. Часто говорилось, что Гумилев свел музу с неба на землю, что он отошел от символистов, к числу которых и сам принадлежал в начале своего пути. Но и в доакмеистический период, и в дальнейшем глубинное человеческой "я" он мыслил в космическом ключе. Работа духа состоит в том, чтобы личность воссоединилась с ее вселенским истоком. Это дело религии, но может помочь и поэзия, если поэт сознает, что его задача лежит в сферах духовных. "Это совсем особенное чувство, иногда наполняющее таким трепетом, что оно мешало бы говорить, если не сопутствующее ему чувство победности", - утверждал Гумилев.

(Продолжение следует)
Tags: Вадим Крейд, Гумилев., предисловие
Subscribe

  • "Граждане ночи" - 602.

    БАХЫТ КЕНЖЕЕВ (продолжение стихотворения "Что делать, родная, - метельный балет...") Иному - плевать на такой приговор. Ему до могилы…

  • "Граждане ночи" - 601.

    БАХЫТ КЕНЖЕЕВ * * * Что делать, родная, - метельный балет не трогает мерзлой земли. Куда мне девать лотерейный билет, в котором сплошные нули?…

  • "Граждане ночи" - 600.

    БАХЫТ КЕНЖЕЕВ (Продолжение стихотворения "Воротиться в родные пенаты...") * * * Что мне чудится? Хрип? Или ропот репродуктора возле виска?…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments